Системно-деятельностный подход в обучении

kononovaГ.Н. Кононова,
 учитель начальных классов

 

  Огромное значение для введения ФГОС в образовательном учреждении имеет взаимосвязь содержания образования, соответствующего требованиям нового стандарта, и образовательных технологий. Технология - это инструмент достижения планируемых результатов образования школьников. Именно о них пойдёт речь в моей статье.

 

Сама жизнь диктует необходимость выбора и внедрения в работу новых форм. Чем старые технологии стали плохи? Почему возникла необходимость поиска новых инструментов в обучении? Будучи студенткой калужского государственного педагогического института, на одной из лекций уважаемого немолодого преподавателя услышала такую фразу: «выросло поколение потребителей». Далее лектор приводил доводы о том, почему «происходит деградация населения». Мне было не понять сути и важности этих мыслей. Сейчас я понимаю, насколько верны были предположения этого человека.


По поводу этого высказывания приведу наглядный пример: от тетриса до планшета последнего поколения по историческим меркам прошло немного времени. Кому из нас важно, как устроены данные приборы внутри? Мы пользуемся конечным продуктом работы человечества, не вникая в суть их внутреннего устройства. Так же обстоит дело с сотовым телефоном, микроволновой печью и т. д. Большинству людей не важно внутреннее устройство предметов, окружающих нас, а важен результат, который хотим получить от них. Жми на кнопку - получишь результат. Для меня аналогия с обучением очевидна. Послушал учителя, узнал и запомнил, как это работает, пользуешься этим знанием всю жизнь. (Это идеальный вариант). Такое обучение, по шаблону, вряд ли вырастит человека творческой профессии, способного создать нечто новое. Если этому не научили в школе, может быть обучат в институте? Вопрос риторический.


Почему же стал вопрос о необходимости творчества за партой, а не только в науке. Многие ответы я получила из книги Е.Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками». Любое творчество - это деятельность, так определяет это понятие словарь, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Как делают это учёные?


Во-первых, необходимо испытать затруднение, которое заставляет выполнить конкретную мыслительную работу. Это постановка проблемы. Во-вторых, надо разрешить это затруднение, то есть найти решение проблемы. Найденное решение понятно одному лишь исследователю. Найденное знание нужно выразить в речи (статья, книга, доклад и т.д.). Новое знание важно не само по себе, а важно место его использования - реализация продукта. Так рождается новое знание. Вот четыре звена, по мнению Е.Л. Мельниковой, которые необходимы для выращивания способности обучать себя самому. Умный человек характеризуется способностью отвечать на вопросы, а гениальный - способность их формулировать. Возможно ли старыми инструментами (для учителя инструмент-это технология, которая «работает» не зависимо от субъективных причин) изобрести нечто новое? Итак, нужны новые технологии. Технология обучения — это термин, обозначающий разработанные Л. Роном Хаббардом методы, позволяющие эффективно учиться.


В 50-х годах XX века Л. Рон Хаббард указал на недостатки современного образования и методов обучения, за много лет до того, как вселяющие ужас статьи об образовании стали появляться на первых страницах газет. Он заметил, что студенты были просто неспособны понять материал. Иногда они могли повторять как попугаи, то, чему их научили, но были неспособны применять, так сказать, «изученный» предмет с пониманием и без каких-либо затруднений.


Любая технология обучения включает в себя:
• целевую направленность;
• научные идеи, на которые опирается;
• системы действий преподавателя и учащегося;
• критерии оценки результата;
• результаты;
• ограничения в использовании.


Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:
• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
• технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
• функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
• поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
• органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.


Сейчас необходимым стало использование новых технологий, таких как технология критического мышления, кейс технология, технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения и т.д. В основу проблемного обучения положен системно-деятельностный подход. Он основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.


Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), осознаешь необходимость изменения характера учебного процесса и способа деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
• планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
• привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
• оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.


Требования к технологиям, сформулированы в идеологии системно-деятельностного подхода. Ключевое слово «деятельность», которая рассматривается как система. Это понятие впервые введено в 1985 году. Что подразумевают под словом «деятельность»? Системно-деятельностный подход- это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В стандарте нового поколения концептуальной основой системно-деятельностного подхода является:
• формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
• активная учебно-познавательная деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей учащихся.


Во-первых, это система нацелена на результат. Во-вторых, результат достижим только в том случае, когда есть обратная связь. В-третьих, в деятельности должны быть учтены психологические , возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка.


Подведу итог. Любая деятельность включает в себя цель, средства, процесс преобразования и результат. Деятельностный подход - это процесс, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи; отвечать за результаты.
Меня, как учителя начальных классов, интересует, как системно-деятельностный подход влияет на результаты и качество знаний учащихся. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, в рамках системно-деятельностного подхода.


1. Самоопределение к деятельности. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Подготовка мышления детей к проектировочной деятельности ставит перед собой задачи:
1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания) Выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

5. Первичное закрепление во внешней речи. Решаются типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы.

7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний.

8. Рефлексия деятельности. Учитель организует самооценку деятельности учеников на уроке. Фиксируется степень соответствия поставленной цели, результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Данная технология – это разработанная последовательность шагов. Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм, гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП.

Изменение в обществе влияет и на ситуацию в школе. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

 

Литература.

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М.,2002.-168с.
2. Программы четырёхлетней начальной школы: Основная образовательная программа,2011 г. 3. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вента - Граф», 2004 г.
4. «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».
5. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
6. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
7. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
8. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. http://festival.1september.ru/articles/527236/

 

Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Sabo Dutiki Lunohody

Имеет ли право инспектор извещать о дате судебного заседания?, Насколько компактным может быть персональное транспортное средство? Современный подход, Что такое обгон и что считать нарушением ПДД?