Роль учителя – ведущего урока-дискуссии

shatihinaФрагмент статьи Шатихиной Е.А.
«Роль учителя в современном обществе.
Роль учителя – ведущего урока-дискуссии»
сборника материалов научно-практической конференции  
«Психолого-педагогические проблемы содержания.
Организации и управления образовательными процессами»,
международный индекс ISBN 978-5-88725-332-9,
КГУ им. Циолковского, 2013)

На разных этапах развития нашего общества учитель являлся хранителем истинных знаний, которыми щедро делился со своими учениками. В современном обществе роль учителя стала более сложной. Учитель должен научить своих учеников добывать знания самостоятельно. Представьте себе поезд «Школа» с пунктом назначения «Знания», в котором в роли пассажиров – ученики, а учитель выполняет роли машиниста и контролёра. Такой «поезд» в наши дни требует усовершенствования, он не соответствует требованиям современного общества к процессу образования. Задача современного учителя - научить самих учеников управлять «поездом», рассчитывать оптимальную скорость движения, планировать необходимые остановки и даже выполнять функции контролёра. Учитель же выступает в роли диспетчера, искусно и незаметно направляет учебный процесс на нужные « рельсы».


МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №25» г. Калуги, в которой я работаю учителем английского языка, является экспериментальной методической «площадкой» города. Педагоги нашей школы внедряют в процесс обучения современные педагогические технологии, позволяющие обучающимся самим « добывать» знания. С этой целью в свои рабочие программы обучения английскому языку я включила уроки с использованием технологии дискуссий, разработанные мною по разным учебным темам на младшей и старшей ступенях обучения: «Лучшее время года», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Город и деревня. Где лучше жить?», «Нет плохой погоды, а есть плохая одежда» ( 4 класс); «Школьная форма. За или против?», «Школьные правила отменить!», «Самая важная профессия» (5 класс); «Мы должны согласиться с глобализацией», « Нельзя иметь успешную карьеру, не закончив престижный университет», «Мы в плену современных технологий», «Клонировать или не клонировать?» (11 класс).

Наблюдая за поведением обучающихся, я заметила, что они очень любят спорить по разным вопросам, но не всегда в их «спорах рождается истина», они не умеют аргументировать свою точку зрения по спорному вопросу, часто споры переходят на уровень межличностного конфликта. Я решила использовать эти возрастные особенности обучающихся на уроках – дискуссиях и убедилась в том, что различные формы этой технология позволяют обучающимся самим находить ответы на спорные вопросы, решение проблем, научиться давать аргументы в защиту своей позиции, толерантно относится к мнению оппонентов.

Роль учителя – ведущего дискуссии, требует от него хорошо развитой социальной компетентности. Учитель должен быть эрудированным, способным воздействовать своим авторитетом на участников дискуссии. Обладание большой оперативной памятью, чувством юмора, эмоциональная уравновешенность, общая толерантность – необходимые качества современного учителя, применяющего в процессе обучения технологию дискуссий. Вместе с тем, позиция учителя, выполняющего роль ведущего дискуссии, остаётся нейтральной. Он не должен высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, принимать чью либо сторону, оказывая давление на обучающихся - участников дискуссии. Таким образом, учитель даёт возможность обучающимся самим найти общее решение проблемы.

Учитель – ведущий дискуссии выполняет ряд функций: следит за соблюдением регламента; обеспечивает возможность каждому высказать свою точку зрения по проблеме; не допускает отклонений от темы дискуссии; предупреждает переход дискуссии в спор ради спора; следит за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного конфликта; стимулирует активность обучающихся. Для этого в своей практике я использую арсенал приёмов:

1) «уточняющие вопросы»;

2) «парафраз» (побуждают точнее оформлять мысли);

3) «демонстрация непонимания» (стимулирует уточнение);

4) «сомнение (помогает отсеять непродуманные высказывания);

5) «доведение до абсурда»;

6) «нет – стратегия» (стимулирует более чёткую аргументацию своей точки зрения).

Использование технологии дискуссий повышает степень креативности учебного процесса, благотворно влияет на умы и сердца обучающихся, способствует их сознательности и ответственности при условии успешного выполнения учителем роли ведущего дискуссии.

 

Семинар
«Технология дискуссий»
  

 

Фильм
«Времена года»

Урок английского языка в 4 классе  с элементом технологии дискуссии по теме «Лучшее время года»

 

Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Sabo Dutiki Lunohody

Имеет ли право инспектор извещать о дате судебного заседания?, Насколько компактным может быть персональное транспортное средство? Современный подход, Что такое обгон и что считать нарушением ПДД?